Жители города Муравленко сожалеют о том, что не всегда могут, приехав в отпуск, показать родственникам или знакомым свой город на карте. Катастрофы, конечно, в этом нет, хотя картографы, к сожалению, отстают - еще не на всех картах город обозначен. Но мы-то все сюда приехали и не заблудились.

Добираешься до Ноябрьска на самолете или на поезде, затем - 120 километров на машине по автодороге. Как только минуешь мост через реку Пяку-Пур, сразу возникает ощущение, что уже дома, в городе Муравленко.

Владельцы легковых машин, а это добрая половина жителей города, едут в отпуск "своим ходом": сейчас так дешевле и потому предпочтительнее. Дорога на юг позволяет жителям города в любое время года без особых проблем добраться в районы средней полосы России и двигаться дальше по автомагистралям.

Значение автодорог для Муравленко переоценить трудно. Они связывают наш город с остальным миром. Автотранспортом завозится в город все необходимое: продукты, оборудование, материалы. То, что добывается в окрестности города - нефть и газ, - транспортируется потребителю по нефте- и газопроводам, которые проложены в земле вдоль автомагистрали.

Муравленко ? город нефтяников. Вся его история неразрывно связана с добычей нефти. Началось все с открытия поисковой скважиной №31, которую 30 августа 1975 года Аганская нефтеразведочная экспедиция пробурила на Суторминском месторождении. Спустя почти семь лет, в апреле 1982 года, был издан приказ министра нефтяной промышленности СССР о создании нефтегазодобывающего управления ?Суторминскнефть?. Назван оно было в честь его первооткрывателя Евгения Васильевича Сутормина. Основная задача НГДУ ? разработка одноименного месторождения, которому в те годы пророчили судьбу Самотлора. Но, как оказалось, была допущена ошибка: предполагаемые запасы нефти были завышены в два с половиной раза.

В том же году был утвержден генеральный план строительства поселка нефтяников. Нефтеозерск, Трехозерный? Именно так планировали назвать строящееся поселение.

Однако ему было присвоено имя Виктора Ивановича Муравленко, под непосредственным руководством и при участии которого Западная Сибирь превратилась в крупнейший нефтедобывающий регион страны.

Росли масштабы промышленного производства и строительства, увеличивалась численность жителей. Это требовало концентрации усилий руководителей поселка и предприятий, всех трудовых коллективов, организаций и учреждений. Год за годом, преодолевая трудности, в поселок приезжали люди: здесь они жили и работали, а Муравленковский рос и развивался.

Генеральным проектировщиком Муравленко был институт "Новосибирскгражданпроект". Были проведены инженерные изыскания, разработан проект застройки. До 1996 года генеральным заказчиком строительства большинства объектов жилья и соцкультбыта выступало НГДУ "Суторминскнефть". Служба снабжения и комплектации управления занималась обеспечением строек материалами и оборудованием. Генеральным подрядчиком был строительно-монтажный трест "Ноябрьскнефтегазстрой", организованный 9 марта 1984 года: им построены почти все деревянные двухэтажки в городе, несколько школ и детских садов, объекты жизнеобеспечения ? котельные, водозабор, канализационные очистные сооружения, инженерные сети. На протяжении первых нескольких лет своего существования этот трест был самым крупным строительным предприятием города. Его же специалисты занимались возведением объектов добычи нефти и газа на Суторминском, Муравленковском, Северо-Памалияхинском и Крайнем месторождениях.

В декабре 1984 года в поселок Муравленковский приехали первые 30 специалистов строительно-монтажного поезда "Укртюменжилстрой" - CМT "УТЖС". Четыреста тысяч квадратных метров капитального жилья - это почти две трети жилого фонда города Муравленко - построены силами CМT "УТЖС". Всего для Севера на Украине работали три домостроительных комбината. Четыре школы, несколько детских садов и магазинов, ДК "Украина" возведены руками украинских строителей. В период интенсивной застройки буквально на глазах вырастали дома и целые микрорайоны: первые пятиэтажки были сданы в эксплуатацию в 1985 году. Одновременно строились двухэтажные деревянные дома. Только в 1987 году были построены 1535 новых квартир.

Серьезный вклад в развитие города внесли также рабочие и специалисты-вахтовики: "летающие" буровики из Башкирии (Октябрьское УБР), Татарии (Мензелинское УБР), Украины (Ивано-Франковское УБР) и Беларуси (Белорусское УБР), "летающие" строители из Татарии, Ростова. Всех не перечислишь. Пусть вахтово-экспедиционный метод "сходит на нет", но люди, прилетающие в Муравленко на месяц, оставляют здесь частицу своего труда и своей судьбы.

Сейчас очевидно, что Муравленко отличается от своих северных собратьев: есть у него свое лицо, свой особый колорит, который ему придает, к примеру, оригинальное решение цветового оформления фасадов домов на центральной улице Ленина. Разнообразие в городскую архитектуру вносят здания станции юных техников, ЗАГСа, православного храма, мечети.

Сегодня в городе живут люди более чем 70 национальностей. Этнический состав населения достаточно разнообразен. Наиболее крупными национальными группами являются русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры. В любом коллективе, будь то школьный класс или производственный цех, государственное или муниципальное учреждение, наверняка есть выходцы из Поволжья, Урала, Татарии, Башкирии, Украины, Белоруссии, Азербайджана. По их рассказам можно географию изучать! Не зря Север часто сравнивают с Америкой ? ведь он объединил представителей нескольких десятков больших и малых народов.